6 сентября 2021 года Центром опережающей профессиональной подготовки при поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области дан старт региональному профориентационному проекту «Успешные люди». В рамках проекта была организована и проведена встреча с депутатом Государственной Думы VII созыва, заместителем председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Ларисой Николаевной Тутовой.
Участниками встречи в онлайн-формате стали более 12000 обучающихся 6-11 классов и педагогических работников школ Ростовской области.
В начале мероприятия Лариса Николаевна рассказала о своем выборе профессии, профессиональном пути и росте:
- «Родилась в с. Песчанокопское Ростовской области. Окончила Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт по специальности "учитель истории, обществоведения и советского права". После института вернулась в родное село, устроилась на работу в МБОУ «Песчанокопская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Г.В. Алисова». В этом учебном заведении проработала более 20 лет, сначала учителем истории и обществознания, затем заместителем директора по воспитательной работе и директором. В 2011 году победила в областном конкурсе «Учитель года».
Стать педагогом — это была моя детская мечта, которую я успешно осуществила. Я из педагогической династии. Моя мама проработала учителем математики 50 лет. Атмосфера, в которой я провела детство, определила мой выбор. Кроме того, сыграло свою роль школьное наставничество над малышами. Уже тогда, будучи ученицей, я пробовала свои силы в качестве учителя. Могу сказать, что на педагогах держится вся система образования. Это профессионалы, которые безмерно любят детей и выполняют свою работу с самоотдачей, профессионализмом и знанием психологии.
В 2013 году была избрана депутатом Законодательного собрания Ростовской области V созыва, председатель комитета по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму. С 2013 по 2016 г. являлась председатель комитета ЗС РО по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму. Работала в двух комитетах: по законодательству, государственному строительству и правопорядку и по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму.
С 2016 года являюсь депутатом Государственной думы РФ VII созыва от "Единой России" по Ростовскому одномандатному округу №149: г.Ростов-на-Дону (Кировский район, Пролетарский район); Аксайский район (Верхнеподпольненское сельское поселение, Истоминское сельское поселение, Ленинское сельское поселение, Ольгинское сельское поселение); Багаевский район; Веселовский район; Егорлыкский район; Зерноградский район; Кагальницкий район; Песчанокопский район; Сальский район; Целинский район. заместителем председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке.
5 октября 2016 года избрана заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Курирую экспертный совет по дошкольному образованию при Комитете Госдумы по образованию и науке.
Член партии «Единая Россия» с 2014 года. Являлась координатором федерального партийного проекта «Детские сады — детям» в 2017 году.:
В данный момент – член Общественного совета федерального партийного проекта «Новая школа», координатор регионального партийного проекта «Новая школа» в Ростовской области. Руководитель общественного объединения «Воспитатели России»».
Школьникам была предоставлена возможность задать Ларисе Николаевне вопросы на сайте ЦОПП и непосредственно на встрече. Большой интерес у ребят вызвал рассказ о деятельности депутата, а также темы востребованных профессий в Ростовской области, построения успешной карьеры
Байдарина Алина. Лицей №50 города Ростова-на-Дону:
- «Какие профессии сегодня востребованы в нашем регионе?»
Тутова Лариса Николаевна:
- «Востребованность специальности, возможности трудоустройства и карьерного роста – является важным критерием при выборе профессии. Сейчас многие профессии переживают спад, а другие только появляются. Общими тенденциями являются: роботизация производств; перенаправление человеческих потоков из сферы производства в сферу обслуживания и консультирования; компьютеризация большинства специальностей; возникновение новых профессий на стыке разных областей; глобализация. Определить востребована ли та или иная профессия в Ростовской области возможно на основе доступных сейчас для всех данных анализа рынка труда региона, информации о развитии отраслей, но мне бы хотелось подчеркнуть другое. Мы наблюдаем перенасыщенность рынка труда выпускниками - экономистами, - юристами, а в тоже время есть большая проблема у работодателей, найти грамотного, качественного юриста или экономиста. Поэтому очень важно сделать правильный выбор профессиональной деятельности, непрерывно развиваться и самое главное быть профессионалом своего дела».
Валивахина Кира. Школа № 2 Песчанокопского района:
- «Я планирую поступать в педагогический колледж и в будущем стать воспитателем. И планирую вернуться к себе в станицу. Какие преимущества, поощрения есть сегодня для молодого специалиста на селе?».
Тутова Лариса Николаевна:
- «Мне очень приятно и отрадно, что Вы выбрали эту профессию. Вы большая умница! Не секрет, что омоложение педагогических коллективов осложняется невысокой оплатой труда молодых специалистов. Меры социальной поддержки регулируются на региональном уровне, существует ряд государственных программ в помощь молодым учителям в возрасте до 35 лет. В Ростовской области педагогический корпус постоянно обновляется: за последние пять лет доля молодых учителей выросла более чем на 20%. Если говорить о Ростовской области, то в регионе существует ряд мер социальной поддержки молодых учителей. Например, им предоставляются бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на строительство или приобретение жилья, бюджетные субсидии на оплату части процентных ставок по ипотечным кредитам. Постановлением администрации города Ростова-на-Дону закреплена выплата компенсационного характера за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей. Специалистам, впервые приступившим к работе по специальности в образовательных организациях, в течение первых трех лет устанавливается доплата в размере 30% от должностного оклада. Наша главная задача сегодня быть активными участниками инновационных процессов в образовании, поднять престиж нашей профессии на должную высоту, сохранить и приумножить лучшие традиции отечественной школы.»
Музафаров Никита. Школа № 87 города Ростова-на-Дону:
- «Лариса Николаевна, согласны ли вы с утверждением, что профессия выбирается одна и на всю жизнь? Спасибо!».
Тутова Лариса Николаевна:
- «Главная жизненная задача любого человека — это профессиональное самоопределение. В первую очередь при принятии решения необходимо ставить собственные интересы: привлекательность той или иной деятельности лично для вас, желание ею заниматься и наличие способностей, необходимых для этой деятельности. Конечно важно выбрать дело по душе на всю жизнь, ведь развиваясь в профессии, вы растете как профессионал, но это возможно только при искренней заинтересованности делом. Однако нужно отметить и то, что в наш век каждому предоставляется возможность непрерывно развивать свои компетенции, получать дополнительные профессии в ускоренные сроки, менять направления профессионального развития, работать и вести собственный бизнес».
Федоров Сергей. Кашарский район:
- «Я читал, что с 2021 года в школах вводится новая должность — учитель-наставник, и что эту должность предложили ввести именно вы. Что это за должность? В чем её отличие от просто «учителя»?».
Тутова Лариса Николаевна:
- «Действительно с 2021 учебного года вводится эта должность, но не только я была инициатором введения этой должности, я, наверное, поддержала инициативу Президента в 2015 году, разработки национальной системы учительского роста. У нас есть некоторая «вертикальная» лестница, когда учитель может стать завучем, потом директором, потом заведующим райано. По такому пути идут многие люди, а вот для учителя должна быть «горизонтальная» карьерная лестница успеха и движения. Сейчас в предыдущей системе у нас выпускник ВУЗа, потом учитель первой категории, потом учитель высшей категории. А в новой системе роста предлагается: выпускник-учитель, учитель-методист, учитель-наставник. Слово наставник для меня очень важно! Я говорила сегодня о том, что я так благодарна учителям, которые были моими старшими товарищами, моими наставниками. Наставники необходимы для того, чтобы помогать молодым педагогам освоится в профессии, подсказывали как найти решение в той или иной ситуации. Вот эти люди важны и нужны в любой специальности, и конечно в нашем учительском деле. Когда приходит молодой выпускник ВУЗа он иногда теряется: Как наладить отношения в классе? Как установить контакт с коллективом? Как правильно дать ту или иную интересную тему? Вот тогда и получается, что наставник приходит на помощь. Каждый наставник уходя должен оставить после себя достойную смену. Подготовить тех, кто не хуже, а может быть даже и лучше будет своего наставника. До 2024 года планируется, что в каждой школе появятся такие должности. Это особенно мудрые люди, особенно профессиональные люди. Особенно те, кто умеет поделиться своими секретами и по-доброму отнестись к молодым коллегам.»
Ткачева Ксения. Школа № 97 города Ростова-на-Дону:
- «Бывшая учительница и единственная женщина-депутат в Госдуме от Ростовской области Лариса Тутова» - такой заголовок я прочел в соц сетях. Скажите, пожалуйста, помогли ли вам профессиональные навыки в новой деятельности и как? Благодарю!».
Тутова Лариса Николаевна:
- «Никогда не ожидала, что так получится, но о своем профессиональном выборе никогда не сожалела. Работа в интересах людей для меня стала нормой жизни. Пройдя трудовой путь от учителя до депутата Госдумы, понимаю, что образование повлияло на мой профессиональный путь - знание истории нашей страны позволяет принимать решения, опираясь на опыт поколений. Адаптивность, уверенность, коммуникативность, умение работать в команде, лидерство, организационные навыки, новаторство, вовлеченность в профессию, понимание технологий, умение вовлекать и т.д. - эти профессиональные навыки учителя безусловно помогают мне в деятельности депутата».
Проект «Успешные люди» реализуется в рамках «Дорожной карты мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников» в Ростовской области. Целью проекта является организация встреч, общение школьников с представителями разных сфер и отраслей, добившихся успеха в профессиональной деятельности и участвующих в развитии экономики Донского края. Такие встречи с носителями опыта построения успешной карьеры в различных сферах и отраслях экономики региона очень важно и полезно для наших подростков.