Региональная научно-практическая конференция «Региональная практика профессионального самоопределения молодежи: проблемы, эффекты и перспективы»

28 мая 2022 года

26-27 мая 2022 года состоялась региональная научно-практическая конференция «Региональная практика профессионального самоопределения молодежи: проблемы, эффекты и перспективы».

Конференция проводилась с целью выявления проблем и способов формирования у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным качествам и запросам рынка труда Ростовской области. В работе конференции приняли участие представители Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Центра опережающей профессиональной подготовки Ростовской области, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Управления государственной службы занятости населения Ростовской области, ДГТУ, Южный Университет (ИУБиП), сотрудники, ответственные за профориентационную работу, преподаватели, методисты, педагоги-психологи профессиональных организаций среднего профессионального образования Ростовской области.

Программа конференции включала пленарное заседание и работу пяти дискуссионных площадок:

На пленарном заседании с приветственным словом выступила главный специалист отдела среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Кузнецова Ю.В. и И. о. ректора ГБУ ДПО РО РИПКиППРО Эпова Н.П.

По актуальным и перспективным направлениям деятельности профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров-представителей профессионального сообщества в сфере профориентационной работы и профессионального самоопределения молодежи Ростовской области были представлены доклады: руководителя ЦОПП РО Жуковой М.В., руководителя Центра развития компетенций МБУ ДО ЦП и СПСУ АР Пивоваровой О.Ю., ведущего специалиста отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации УГСЗН РО Рудаковой Ю.В., руководителя Отдела развития федерального профориентационного проекта «Билет в будущее» Зибровой Л.А., заведующей кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Щербаковой Т.Н., ректора ЧОУ ВО Южный университет (ИУБиП) Акперова И.Г., начальника отдела среднего профессионального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Корниловой Е.В., начальника управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодежи ДГТУ Бондаренко Ю.Б..

Особое внимание выступающими было уделено вопросам сетевого взаимодействия и социального партнерства в рамках проведения профориентационной работы, инновационным подходам к профессиональному самоопределению молодежи в условиях цифровизации, современным форматам проведения профориентационных мероприятий в Ростовской области, значению повышения квалификации в формировании компетенции педагогов по профориентационной работе.

На тематических дискуссионных площадках обсуждались следующие проблемные аспекты профориентационной деятельности:
✅роль педагога в профессиональном самоопределении молодежи: дидактические, психолого-педагогические и социально-воспитательные основы поддержки личности обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями в области жизненного и профессионального самоопределения;
✅ современные инструменты: профориентационные федеральные и региональные проекты с учетом запросов регионального рынка труда («Билет в будущее», «Шоу профессий» и региональные проекты согласно приказа минобразования Ростовской области от 20.08.2021 № 767 «Об утверждении «Дорожной карты мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников»)
✅ актуальные направления деятельности образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия по организации профориентационной работы с обучающимися в системе школа – суз/вуз – производство;
✅ использование возможностей социального партнерства и ориентации обучающихся на инженерные и рабочие профессии в ходе реализации предпрофильной и профильной подготовки;
✅ конкурсы профориентационного направления: региональный чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия» Ростовской области, региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», региональные конкурсы, включенных в приказ минобразования Ростовской области от 20.08.2021 № 767 «Об утверждении «Дорожной карты мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников».
✅ профессиональная ориентация детей и молодежи в системе дополнительного образования, как показатель внесенный в «Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р(Вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и "профессиями будущего", поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок на площадках реального сектора экономики, взаимодействие с наставниками со стороны предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций, в том числе в рамках проектов "Билет в будущее", "Проектория", WorldSkills Russia Juniors);
✅ формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы;
✅ опыт создания профориентационной среды в образовательных пространствах муниципалитета и организациях разного типа;
✅ взаимодействие образовательных организаций и семьи в решении проблем профессионального выбора детей и молодежи.

На площадках участниками конференции были представлены организационно-методические аспекты профориентации и профессионального самоопределения молодежи, методики профориентационной работы со школьниками и обучающимися в формате образовательных площадок, лекций, мастер-классов; технологии информирования о профессиях, профориентационной диагностики и консультирования; форматы сетевого взаимодействия и социального партнерства в рамках профессионального самоопределения обучающихся в системе школа – суз – вуз – производство.